Адрес: Узбекистан, г.Самарканд, Университетский бульвар 17

Телефона: +998(66) 233-5647
Fax: +998(66) 233-6306
Email: txudevonxona@umail.uz

Страница

PDF

ПОЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ
о государственных стипендиях Президента Республики Узбекистан для студентов и порядке их назначения
 
    1. Государственные стипендии Президента Республики Узбекистан назначаются студентам последнего года обучения (по бакалавриату и магистратуре в отдельности) государственных высших образовательных учреждений — гражданам Республики Узбекистан по результатам конкурсного отбора, проводимого Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
    2. Установленная для назначения студентам квота (одиннадцать) государственных стипендий Президента Республики Узбекистан распределяется в отдельности для бакалавриата и магистратуры из расчета по одной стипендии на каждое из направлений:
  • сельское и водное хозяйство;
  • техника и информатика;
  • здравоохранение и социальное обеспечение;
  • общественно-гуманитарные и социальные науки;
  • естественные науки;
  • бизнес и управление;
  • педагогика;
  • культура, искусство и спорт;
  • иностранные языки;
  • право и международные отношения;
  • журналистика.
Изменения и дополнения в настоящий перечень могут вноситься Кабинетом Министров в начале каждого учебного года по ходатайству Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, исходя из целесообразности изменения приоритетов в направлениях образования.
    3. Для назначения студентам государственных стипендий Президента Республики Узбекистан устанавливается выполнение следующих критериев:
  • сочетание общеобразовательной подготовки и научно-исследовательской (творческой) работы;
  • участие в конференциях (конкурсах) по направлениям;
  • наличие не менее двух опубликованных работ (произведений);
  • знание языков — государственного и одного иностранного (кроме государственных языков стран Содружества Независимых Государств), а в отдельных случаях, когда направлением образования в бакалавриате или специальностью в магистратуре является иностранный язык, дополнительно требуется знание еще одного иностранного языка;
  • знание истории Узбекистана.
    Уровень требований к знанию языков, информационных технологий, истории Узбекистана устанавливает Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
    Претенденты на государственную стипендию Президента Республики Узбекистан для установления уровня своих знаний по этим предметам проходят специальные тестовые испытания в Государственном центре тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (по регионам), который передает итоговые ведомости с результатами тестирования в Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
    4. Выдвижение кандидатур стипендиатов для назначения государственных стипендий Президента Республики Узбекистан производится учеными советами государственных высших образовательных учреждений до 1 июля текущего года после публичного обсуждения кандидатур претендентов, их успехов в учебе и научной (творческой) деятельности.
    Для предварительного рассмотрения претенденты представляют в ученый совет:
  • выписку из зачетной книжки;
  • ходатайство деканата, кафедры;
  • аннотацию научной (творческой) работы;
  • отзыв руководителя;
  • рецензию на научную (творческую) работу;
  • список научных работ и их оттиски.
    Все документы представляются в двух экземплярах. Каждый комплект сшивается в скоросшиватель, на обложке которого указываются наименование учреждения, представившего работу, фамилия, имя, отчество претендента, наименование работы.
    5. Ученые советы принимают решения о выдвижении кандидатур стипендиатов для назначения государственных стипендий Президента Республики Узбекистан тайным голосованием, простым большинством голосов.
      Решения ученых советов являются основанием для министерств и ведомств для направления ходатайств в Министерство высшего и среднего специального образования             Республики Узбекистан о назначении государственных стипендий Президента Республики Узбекистан.
    6. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан рассматривает ходатайства о назначении стипендий один раз в год. Прием документов осуществляется с 1 по 15 августа, а рассмотрение — с 10 по 25 сентября.
    7. Назначение государственных стипендий Президента Республики Узбекистан студентам государственных высших образовательных учреждений осуществляется решением коллегии Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
    Назначению стипендий предшествует тщательная экспертиза уровня образовательной и научной (творческой) подготовки претендентов в соответствии с установленными критериями.
    В этих целях Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
  • создает специальную конкурсную комиссию, на которую возлагается проведение конкурсного отбора среди претендентов на государственные стипендии Президента Республики Узбекистан;
  • формирует группы экспертов по направлениям рассмотрения работ для оценки уровня образовательной и научной (творческой) подготовки претендентов;
  • совместно с Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан разрабатывает тестовые задачи по информационным технологиям, истории Узбекистана, иностранным языкам;
  • регламентирует порядок работы конкурсной комиссии и экспертных групп;
  • устанавливает сроки проведения заседаний конкурсной комиссии.
    8. Конкурсная комиссия окончательный отбор претендентов производит тайным голосованием и рекомендует кандидатуры студентов для назначения государственных стипендий Президента Республики Узбекистан в том случае, если претендент и его работа наберут «за» не менее 2/3 голосов членов комиссии, принимавших участие в голосовании.
    В случае, когда после голосования количество претендентов превышает квоту мест, предпочтение отдается тем претендентам, которые набрали большее число голосов.
Решение конкурсной комиссии вступает в силу после его утверждения коллегией Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
Конкурсная комиссия вправе рекомендовать на другие государственные стипендии участников конкурса, не ставших обладателями государственных стипендий Президента Республики Узбекистан, но имеющих наилучшие показатели.
    9. Решение коллегии Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан служит основанием государственным высшим образовательным учреждениям для оформления приказов о назначении и выплате студентам государственных стипендий Президента Республики Узбекистан.
    10. Государственные стипендии Президента Республики Узбекистан назначаются студентам ежегодно на один учебный год, начиная с 1 сентября, в строгом соответствии с установленными размерами.
   11. Студентам, удостоенным государственных стипендий Президента Республики Узбекистан, вручаются удостоверения «Президент стипендиясининг соҳиби» в торжественной обстановке на коллегии Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
   12. Студенты — стипендиаты государственных стипендий Президента Республики Узбекистан в течение двух лет после окончания государственного высшего образовательного учреждения принимаются по соответствующей специальности в магистратуру (для стипендиатов-бакалавров) на основе государственного гранта и базовую докторантуру (для стипендиатов-магистров) исходя из результатов вступительных экзаменов.
    При равенстве итоговых баллов нескольких претендентов в базовую докторантуру, набранных ими по результатам вступительных экзаменов, преимущество отдается претендентам:
  • обладателям Государственных стипендий Президента Республики Узбекистан;
  • имеющим диплом магистра с отличием;
  • имеющим авторские свидетельства и патенты.
    13. Студенты — стипендиаты государственных стипендий Президента Республики Узбекистан в течение двух лет после окончания учебы сохраняют за собой право на направление за рубеж для продолжения учебы в магистратуре (для стипендиатов-бакалавров).
    14. Лишение студентов государственных стипендий Президента Республики Узбекистан за текущую неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины и научной этики может быть произведено в течение учебного года решением коллегии Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан по представлениям министерств и ведомств, в ведении которых находится высшее образовательное учреждение, где обучается студент.
    15. Заявления и жалобы студентов по назначению государственных стипендий Президента Республики Узбекистан рассматриваются в установленном законодательством порядке.
 
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственных стипендиях и порядке их назначения
    1. Государственные стипендии имени Беруни, Ибн Сины, Навои, Улугбека, Имама аль-Бухари и Ислама Каримова (далее — государственные стипендии) назначаются студентам последних двух курсов обучения бакалавриата государственных высших образовательных учреждений Республики Узбекистан.
    2. Количество государственных стипендий на следующий учебный год определяется по представлению Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Кабинетом Министров в конце текущего учебного года.
Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан осуществляет распределение государственных стипендий по государственным высшим образовательным учреждениям Республики Узбекистан в соответствии с профилем обучения и количеством студентов.
    3. Для назначения стипендий устанавливается выполнение следующих критериев:
  • отличная учеба и участие в научной (творческой) работе;
  • знание языков — государственного и одного иностранного (кроме государственных языков стран Содружества Независимых Государств), в отдельных случаях, когда направлением образования в бакалавриате является иностранный язык, дополнительно знание еще одного иностранного языка; а для лиц, не имеющих гражданства Республики Узбекистан, дополнительно требуется знание языка, на котором ведется обучение.
    Уровень общих требований к знанию языков устанавливается Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в объеме требований высших образовательных учреждений к иностранным языкам для неязыковых специальностей.
    Претенденты на государственные стипендии для установления уровня своих знаний по языкам проходят специальное собеседование на языковых кафедрах по месту учебы.
    4. Выдвижение кандидатур для назначения государственных стипендий производится учеными советами государственных высших образовательных учреждений на основе публичного обсуждения учебной и научной деятельности претендентов.
Для предварительного рассмотрения претенденты на государственную стипендию представляют в ученый совет:
  • выписку из зачетной книжки;
  • ходатайство деканата, кафедры;
  • отзыв руководителя научной (творческой) работы;
  • справку кафедры языков о результатах собеседования.
    Все документы представляются в переплетенном виде или уложенными в папку. На обложке указываются наименование государственной стипендии, фамилия, имя, отчество претендента, факультет, курс, группа.
    5. Ученые советы принимают решения тайным голосованием, простым большинством голосов.
Решения ученых советов являются основанием министерствам и ведомствам, по принадлежности высших образовательных учреждений, для направления ходатайств в Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о назначении государственных стипендий.
  6. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан рассматривает ходатайства о назначении стипендий один раз в год. Сроки рассмотрения — с 10 по 25 сентября.
  7. Решение Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан служит основанием для государственных высших образовательных учреждений для оформления приказов о назначении и выплате студентам государственных стипендий.
    Стипендии назначаются сроком на один год, начиная с 1 сентября, в строгом соответствии с установленным размером. Повторное назначение стипендий на новый срок осуществляется в том же порядке.
    8. Студентам-стипендиатам государственных стипендий вручаются удостоверения:
  • «Беруний давлат стипендиясининг соҳиби»;
  • «Ибн Сино давлат стипендиясининг соҳиби»;
  • «Навоий давлат стипендиясининг соҳиби»;
  • «Улуғбек давлат стипендиясининг соҳиби»;
  • «Имом ал-Бухорий давлат стипендиясининг соҳиби»;
  • «Ислом Каримов давлат стипендиясининг соҳиби».
Вручение удостоверений проводится в торжественной обстановке по месту учебы студентов.
   9. Студенты — стипендиаты государственных стипендий в течение одного года после окончания бакалавриата принимаются в магистратуру по соответствующей специальности на грантовой основе без вступительных экзаменов.
    10. Студенты — стипендиаты государственных стипендий в течение одного года после окончания учебы сохраняют преимущественное право быть включенными в состав молодежных групп, направляемых за рубеж для продолжения учебы в магистратуре.
    11. Лишение студентов государственных стипендий за текущую неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины и морально-этических норм может быть произведено в течение учебного года по представлениям государственных высших образовательных учреждений приказами соответствующих министерств и ведомств.
    12. Заявления и жалобы студентов по назначению государственных стипендий рассматриваются в установленном законодательством порядке.
Manba: LEX.UZ